Приходи к нам, кредитор, и властвуй
15 ноября 2005 года

Городская администрация держит информацию о мусороперерабатывающем комплексе в глубокой тайне. Наводку - где его искать - корреспонденту "ВК" дали... цветоводы. Миновав проходную совхоза "Декоративные культуры" на улице Тэцевской, мы с фотокором попали в... декорации "Сталкера" - помните фильм Тарковского? Культурами, в смысле культурным растениеводством, здесь и не пахло. Разрушенные теплицы и полное безлюдье. Из густых зарослей сорняков выскользнула было одичавшая кошка, зашипела на нас испуганно, вздыбила шерсть и скрылась в развалинах. Мы обошли совхозную территорию, добрались до границы - дальнего забора. Там, на площадке с рядами голубоватых полиэтиленовых тюков, встретили заместителя директора совхоза Хамзу Латипова и попросили рассказать, что новенького в совхозе происходит.

Латипов подвел нас к кирпичному зданию, от которого в отличие от теплиц веяло не разрухой, а свежим ремонтом. За железными воротами обнаружился блистающий чистотой и яркой краской новенький конвейер с прессом для мусора и упаковочной машиной. А складированные во дворе "бочонки" из полиэтилена диаметром около полуметра и высотой в метр - это, оказывается, переработанный мусор.

- Хороший комплекс: мусор прессуется так, что из одной машины получается два-три вот таких брикета, - пояснил Латипов. - Упаковка прочная, ни жидкость, ни запах не пропускает. Храниться может лет десять-пятнадцать.

- А потом? - уточнили мы, мысленно представив, что лет через десять-пятнадцать будет тут твориться, если, как это у нас часто бывает, начатое дело забросят, а о мусорных брикетах забудут.

- Потом брикеты сжигать надо. У нас ведь не целый комплекс, а только часть, а по-настоящему завод мусоросжигающий строить надо, как в Европе, - вздохнул Хамза Мухаматкамилович. - Много еще нужно всего сделать. Но пока только решается вопрос о складировании брикетов. Где-то в Кадышево их хранить планируют...

Впрочем, складировать пока еще нечего, успокоил он. Комплекс находится в рабочем состоянии, но не работает. Потому что в цехе нет для этого условий: стока для грязной воды, образующейся при промывке механизмов, отопления. Да и площадка перед цехом не подготовлена для приема мусора - не заасфальтирована.

- А как вообще здесь, в ста метрах от жилых домов, подступающих к совхозному забору, экологи и санэпидстанция разрешили складировать и перерабатывать мусор?! - изумились мы. Но замдиректора перевел разговор на перспективы восстановления тепличного хозяйства и профильного производства.

Латипов рассказал, что развалилось тепличное предприятие при прежнем руководстве (сам он работает здесь с августа, а его шеф Явдат Ибрагимов сел в директорское кресло в конце весны). После нескольких сокращений в штате осталось с десяток цветоводов да администрация. Сейчас у хозяйства нет ни денег, ни нормальных производственных помещений, ни доходов. Но замдиректора считает, что если бы на начальной стадии горадминистрация подбодрила предприятие финансовыми вливаниями (скромными, только на зарплату двум десяткам квалифицированных рабочих), его удалось бы возродить и быстро сделать прибыльным:

- Мы могли бы выращивать и продавать однолетние и многолетние растения для оформления городских клумб, выращивать розы, хризантемы, каллы для букетов, пользующиеся большим спросом горшечные цветы, саженцы голубых елей, производить цветочный грунт, брать на хранение на зиму растения в горшках, которыми летом состоятельные горожане украшают террасы и дворы своих коттеджей.

Вливаний пока не предвидится. И на то, чтобы починить и начать эксплуатировать хотя бы часть теплиц, средства взять неоткуда.

- Мне на зарплату женщинам надо хотя бы по пять тысяч рублей в месяц, - говорит Латипов. - Сварщика хорошего надо, чтобы старые трубы демонтировать и смонтировать заново, а ему 10 - 15 тысяч надо заплатить. Не дают! Нет государственных денег - я готов в аренду взять часть теплиц, инвестора нашел бы - тоже не дают... Да бог с ним со всем, дали бы тепло - уже хорошо, можно было бы хотя бы два цеха запустить и хоть что-нибудь вырастить и продать.

Вот! Здесь, похоже, и скрывается причина, по которой руководство "Декоративных культур" отдало свои самые лучшие производственные площади под мусороперерабатывающий комплекс - согласилось создать непрофильный цех, закрыв глаза на то, что серьезной прибыли в отличие от растений в теплицах он принести не может.

- Два электродвигателя, дизель - все это энергию пожирает в огромных количествах, пленка для упаковки дорогая, надо ее много - на 12 тюков уходит два рулона по 2,5 тысячи рублей каждый, так что на переработке мусора много не заработаешь, - признался Хамза Латипов, досконально изучивший особенности работы мусороперерабатывающего комплекса у приезжавших в Казань немецких наладчиков.

Но он знает, как все-таки извлечь из мусороперерабатывающего комплекса пользу для своего предприятия. Комплекс - зона особого внимания горадминистрации. Значит, его-то в отличие от теплиц энергией и отоплением обеспечат наверняка. А будет тепло в цехе мусоропереработки - будет оно и в немногочисленных пригодных к эксплуатации теплицах. И тогда, надеются в "Декоративных культурах", сокращенных цветоводов можно будет снова принять на работу и хозяйство оживет.

При условии, конечно, что экологи и санврачи не спохватятся и не наложат вето на переработку мусора прямо под окнами жилых домов. Или если заинтересованные ведомства не продадут мусороперерабатывающий комплекс с молотка за долги Горводзеленхоза.

Инна СЕРОВА, "Вечерняя Казань"